Кипр: Все тайны Зенобии

Кипр: Все тайны Зенобии

Про дайвинг на Кипре мы уже писали, однако решили остановиться на описании наипопулярнейшего дайверского сайта более подробно. Сегодня повествование пойдет о таинственном рэке, издавна привлекающем аквалангистов со всего света, – Зенобии.

Парадокс, но многих туристов удивляет, почему дайверы со стажем так стремятся на остров – ведь, как считает большинство отдыхающих, далеких от дайвинга, смотреть на острове вовсе нечего. Однако они сильно ошибаются: погружение с аквалангом на Кипре доставляет особое удовольствие, поскольку «изюминка» такого вида отдыха в том, что увидеть безупречный подводный мир остова возможно, не уезжая из отеля. Об одном таком месте, великолепной бухте возле гостиницы Cynthiana Beach, мы уже писали в предыдущей статье.

Что касается условий для совершения погружений, то на Кипре они оптимальные: температура воды в декабре доходит до 15-18 градусов, а в июле достигает все 25 градусов Цельсия! Как правило, все места для дайвинга сосредоточены вокруг крупных городов: Лимасола, Пафоса и Ларнаки.

Основной сезон дайвинга на Кипре приходится на период с мая по ноябрь, лучшим временем для погружений считается промежуток времени с июля по сентябрь.

Занятия дайвингом на Кипре доступны каждому: даже те, кто ранее не имел подобного опыта, могут погрузиться уже после первого урока, проведенного инструктором, имеющим различные сертификаты от международной ассоциации инструкторов дайвинга PADI. Цена на одно погружение «кусается» не сильно: новички отдадут за 40 минут дайвинга, доставку до рэка и обратно, а также за проведение вводного инструктажа и выдачу снаряжения около 65 евро, при этом более опытные дайверы (что должно быть подтверждено сертификатами PADI) заплатят на порядок меньше – всего 45 евро. Фото и видеосъемка оплачиваются дополнительно, поэтому могут быть как включены в программу погружения, так и не входить в нее.

 

Полное погружение: Зенобия

Неискушенным аквалангистам вполне подходит побережье неподалеку от Айя-Напы или Протараса. В окрестностях Протараса расположен Зеленый залив (Green Bay), где новичкам предстает идеальное для первого погружения место, вход в которое осуществляется через большой природный бассейн. На глубине 9 метров можно найти статуи Посейдона, Афины и других мифических персонажей.

Более опытные дайверы сразу отправляются к «Зенобии» – шведскому грузовому парому, затонувшему у берегов Кипра.

Технические характеристики судна:

  • год постройки – 1979;
  • длина – 172,02 метров, ширина – 23,04 метров;
  • мощность – 18760 л/с;
  • развиваемая скорость – до 21,5 узлов.

Как известно из открытых источников, грузовое судно «Зенобия» водоизмещением 12000 тонн сошло со швартовки в шведской верфи компании Kockums и отправилось в свое первое (и последнее) плавание в далеком 1980 году.

3020cc08bac244d5cf916cc6300d24f5

До сих пор точно не известно, по какой причине грузовое судно со звучным именем царицы Зенобия (англ. Zenobia) затонуло у берегов Ларнаки. Известно лишь, что 7 июня 1980 года мощный паром накренился набок и лег левым бортом на дно у Южного Кипра, где глубина доходит до нескольких десятков метров. Когда-то плавучее средство на данный момент времени лежит на боку, верхний борт находится на глубине 16-ти метров, все остальные части корабля расположились на глубине 42-х метров. Что привлекает огромное количество дайверов со всего света, как начинающих, так и с огромным количеством погружений. Помимо аквалангистов, в месте затопления «Зенобии» всегда полно мурен, барракуд, морских окуней, морских анемон, групперов и многих других морских обитателей, облюбовавших судно как искусственный риф.

Впрочем, «Зенобия» привлекает не только затонувшей 172-метровой металлической махиной: на дне Средиземного моря компанию огромному судну составляют 108 грузовых автомобилей производства Volvo, каждый из тягачей в совокупности с прицепами и сопутствующим инвентарем весит порядка 40-ка тонн. Нужно отдать должное кипрским спасателям, поскольку после крушения на «Зенобии» не погиб ни один человек, однако сотрудникам порта Ларнаки спасти паром так и не удалось. По завершении спасательной операции, частично закончившейся провалом, судно отбуксировали подальше от фарватера в бухту, где паром затонул в 1,5 километрах от берега.

По сей день исследователи теряются в догадках, почему новый и оборудованный по последнему слову техники того времени сухогруз затонул вблизи порта Ларнаки. Досадно, что направлявшемуся в Сирию парому так и не суждено было достигнуть пункта назначения, однако нет худа без добра: на сегодня «Зенобия» входит в десятку лучших рэков мира, представляющих неподдельный интерес у дайверов со всего мира. Что, безусловно, весьма положительно сказывается на развитии индустрии туризма и гостеприимства на Кипре.

Как сообщают официальные сводки, «Титаник Средиземноморья» ежегодно к месту крушения «Зенобии» опускаются порядка 45000 дайверов. Ежедневно аквалангисты различного уровня подготовки погружаются на глубину от 18 до 42 метров, чтобы вновь открыть для себя что-то новое. Известно, что самая известная достопримечательность Кипра приносит в госказну не менее 14 миллионов евро в год.

Более подробную информацию о месте дайв-сайта можно получить на портале www.zenobiaweek.com . GPS-координаты места затопления парома: 34° 53' 52.9"N   33° 39' 25.4"E

EnglishRussia